Часто задаваемые вопросы
Что такое индивидуальный инвестиционный счет?
Индивидуальный инвестиционный счет – счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента.
Для чего нужен индивидуальный инвестиционный счет?
Цель введения индивидуальных инвестиционных счетов – повысить привлекательность инвестиций в инструменты фондового рынка для частных инвесторов путем предоставления налоговых вычетов.
Какие преимущества имеет индивидуальный инвестиционный счет по сравнению с обычным брокерским счетом?
По индивидуальному инвестиционному счету предусмотрены два типа налоговых вычетов.
С 01.01.2024 года владельцы ИИС-3 могут одновременно получить вычет на взносы (возврат от 13 до 22% от суммы до 400 тыс. рублей в год) и освобождение от налога на прибыль (доход от инвестиций до 30 млн рублей не облагается НДФЛ).
Зачем открывать несколько ИИС 3?
Открыть до трех индивидуальных инвестиционных счетов нового типа (ИИС-3) одновременно закон разрешает для диверсификации стратегий и работы с разными брокерами.
Как получить налоговый вычет на взносы по индивидуальному инвестиционному счету?
Для получения налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, необходимо подать лично, подать онлайн через личный кабинет налогоплательщика или отправить в налоговую инспекцию по почте налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ по завершении налогового периода (до 30 апреля года, следующего за отчетным годом). К налоговой декларации приложить документы, подтверждающие получение дохода в соответствующем налоговом периоде, документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет (ст. 219.1 п. 3 НК РФ), заявление на возврат налога с указанием банковских реквизитов налогоплательщика.
Важно: При закрытии ИИС старого типа (открытые до 31.12.2023 года) ранее трех лет все полученные из бюджета суммы возврата подоходного налога должны быть возвращены в бюджет.
По новым типам ИИС-3 минимальный срок владения счетом составляет 5 лет для договоров, заключенных в 2024–2026 годах, и постепенно вырастет до 10 лет.
Какие ограничения действуют в отношении индивидуального инвестиционного счета?
1. Досрочный вывод средств без потери льгот возможен только на дорогостоящее лечение.
2. Открыть ИИС нового типа можно минимум на 10 лет. Срок увеличивается постепенно. С 2024 по 2026 год открыть счет можно минимум на пять лет, а уже с 2027 года минимальный срок владения ИИС ежегодно будет увеличиваться на год.
Какие финансовые инструменты и ценные бумаги могут быть куплены на ИИС?
- Акции российских компаний.
- Облигации (ОФЗ, муниципальные и корпоративные).
- Биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФы и ПИФы).
- Производные финансовые инструменты (фьючерсы и опционы).
Возможно ли досрочное получение права на вычет на взнос на ИИС через налоговую инспекцию до окончания налогового периода?
Нет. Налоговый вычет на взнос на ИИС предоставляется налоговой инспекцией по окончании налогового периода и подачи налоговой декларации.
В какой момент существования ИИС банк должен произвести расчет подоходного налога?
Банк рассчитывает налогооблагаемую базу при расторжении договора на ведение ИИС.
Может ли банк списывать средства с ИИС с целью погашения задолженности по другим отношениям (счетам)?
Нет. Имущество, размещенное на ИИС, не может быть использовано для обеспечения обязательств по другим договорам.
Будет ли лимит вычета до 88 тысяч рублей распространяться на все счета ИИС?
Лимит на получение вычета на взносы (тип А) у всех счетов ИИС-3 общий до 88 тысяч рублей при максимальной ставке НДФЛ 22%. Лимит на получение вычета на взносы действует не только для ИИС-3, а для всех долгосрочных инвестиций в сумме. К ним также относятся вложения в (ПДС). А с 2025 года — еще и взносы на дополнительную пенсию
Каков порядок наследования в случае смерти клиента?
В случае смерти клиента имущество на ИИС будет передано наследникам без взимания налога. Имущество передается наследнику, который может распорядиться им по своему усмотрению, в т.ч. внести на собственный ИИС. Деньги с ИИС можно будет вывести на банковский счет наследника, а ценные бумаги — на брокерский.